Юр. проверка
Сегодня расскажу про юридическую проверку документов и юридически чистое оформление покупки автомобиля.
Информация будет не про «банальщину» — проверить что машина не в розыске и не с запретом регистрации продается. Я расскажу вещи на которые мало кто обращает внимание, а нужно бы обращать, потому что нечистые на руку продавцы именно такими уловками пользуются.
1 совет:
Если вы покупали какой либо отчет по вин номеру, еще до выезда на осмотр автомобиля, по приезду на осмотр сначала сверьте вин номер из отчета с фактическим вин номером что вы видите на машине. Фокус с «подменным вин номером» Сколько покупателей уже обожглось на этом. Сейчас много сервисов в интернете которые за 1000 руб подберут чистенький вин от авто с хорошей историей, для хлама который нужно продать. Об этом можно прочитать в статье – Подменный вин, с примерами, пожалуйста владейте этой информацией, не дайте себя обмануть.
2 совет:
Теперь к самим документам. ПТС. Он у нас будет — оригинал \ дубликат \ электронный. Если видите дубликат пугаться не нужно. Абсолютно нормальная история. Но обычно половина моих клиентов в ужасе если я говорю — дубликат ПТС. Если вы тоже усложняете себе этим жизнь то рассказываю:
Прошли давно времена когда это было рискованно в плане залога у банка. Банки уже лет 10 не забирают ПТС. Дубликат от оригинала мы отличаем не по штампику «дубликат» сверху, их сейчас почти ни в одном гаи не ставят, а по дате выдачи ПТСа конечно. На полях обычно пишут «выдан в замен сданного» или «утилизированного» – это нормальная причина, говорящая о том что старый просто закончился. Смотрим по истории, в любом отчете по вин номеру, что там были за регистрации. Если это было 7 владельцев ну тут каждый сам решает хорошо ли это, но бывает и так что владельцев фактических 2, а записей в ПТС было много. Новой машина могла гулять по представительствам и дилерам и каждый записывал себя в ПТС. Могло быть сохранение номеров, смены фамилий и адреса места жительства, утеря СТСки.. в общем не важно. Дубликатов многие боятся и нам как профессионалам это на руку, спрос на машину меньше, стоить она может дешевле, всего лишь из за дубликата ПТС.
Например, на моём автомобиле я третий хозяин, а у меня дубликат, и даже в нём всего одно место осталось. И ничего страшного, я знаю что и почему. Там еще и пробег скручен но технически она отличная и ценник почти по низу рынка, за все эти «блондинистые» недостатки. Я их так называю, потому что выбирать машину по числу хозяев и пробегу это любительский уровень. К состоянию машины это может не иметь вообще никакого отношения, зато цена обычно вкусная, потому что большинство шарахаются от таких машин. Не будем уходить в строну, кому интересно про этот пример — я подробно рассказывал в видео
его вы найдете на моем канале на Ютубе \ Рутубе \ Яндекс-Дзен)
Если ПТС – дубликат, то читаем что там написано на полях. Если фраза «выдан взамен утерянного, или утраченного иногда называют, то тут риски появляются, но не те что она в банке заложена, а то что человек может например имущество делить. Сейчас продаст вам машину, а завтра выяснится что жена с которой он разводится — претендует. И пока решение не вступило в силу продавать он не имел права. А вот в залоге у банка если, так все банки по закону обязаны регистрировать залоги, и в любой базе по которой вы будете проверить (по вин номеру), будет биться этот залог. В базе ГИБДД пожалуйста бесплатно можете проверить.
Электронный ПТС.
Тут самый большой подводный камень это то, что внести в него нового хозяина не так просто, и… многие и не вносят себя. Наивно полагая что это сделают в гаи при постановке на учет. Не сделают. Гаи вносят в свою базу только. И ездят машины уже по 3 хозяина сменилось, а в ПТС до сих пор 1-й числится хозяином. Если при проверке электронного ПТС такое увидели — не пугайтесь, это не на что не влияет. Нам важно то, что по базе ГАИ бьется. Сейчас вообще 2 отдельные базы, база эл. птс и база гаи и отвечают за это 2 разных министерства. Штрафы, налоги, регистрации – все они через базу гаи. На неё и ориентируемся. Все отчеты по вин номеру все из базы гаи тоже берется.
На руках у продавца всегда просто выписка из этого ПТС, проверить его можно либо в интернете по номеру или просто наведя камеру на КУАР код. Вам высветиться статус – Активен, модель авто и его вин номер. Напомню, кто не знает, все новые и привезенные автомобили с 2020 года имеют только электронные паспорта. И когда ПТС электронный при проверке по базам (я про Автотеки, проавто и прочие) будет в графе ПТС указано – электронный.
И мы подошли в третьему совету:
3 совет. На что нужно обратить внимания в этих базах, но на что никто не обращает внимания.
1е — номер ПТС и номер СТС. Номера бланков.
они прописываются в отчетах. Это нам важно для криминалистической проверки. Если машина криминальная и ПТС поддельный, я сейчас про бумажный ПТС уже — номер бланка может отличаться, вот вам сразу признак. Вы не представляете сколько криминальных машин выявлялось как раз на этом. Это как бывший эксперт криминалист вам могу сказать.
Все идеально изменено (вин, таблички) а с этим нет, потому что никто из покупателей это не проверяет, поэтому те кто изменяет машины — об этом тоже не заморачивается.
Возникает резонный вопрос, как проверить бланк ПТС на подлинность? И вообще как проверить самостоятельно документы перед покупкой на предмет подделки – есть статья на эту тему отдельно – Крим.проверка. Акцент в ней именно на обычного покупателя, не обладающего специальными знаниями.
Следующее из важного, но обделенного вниманием покупателей:
2е — номер двигателя нужно сверить.
До сих пор гуляет мнение, что его не сверяют – сверяют! Уже много лет снова сверяют и если модель двигателя не соответствует, на учет вы не поставите. Если хоть один знак в номере двигателя имеет признаки изменения – на учет вы не поставите, по крайней мере с первого раза, будет экспертиза. (Знаки — это буквы и цифры в номере, на профессиональной терминологии это знаки). Если номер деформирован – вам откажут в поставке на учет. Если мотор заменен и по его номеру бьется запрет на регистрацию той машины с которой он был снят – вам откажут в поставке на учет. Видите сколько нюансов с которыми можно попасть, а это всего лишь номер двигателя.
Номер двигателя у нас прописан только в ПТС, если продавец его не принес на показ машины, сверьте по любой базе где делали проверку по вин, там будет прописан номер двигателя. Вообще я всегда прошу продавца выходить с ПТСом. И вам советую. СТСка это не самый лучший документ, он гораздо легче изменяется (подделывается) и информации для нас там в разы меньше, чем в ПТСе.
Приведу пример прям из свеженького. Смотрите это номер двигателя, на первый взгляд вес хорошо. Вот и покупатель это машины, сверил все номера перед покупкой
Ничего не смущает? Вот этот знак. Здесь он явно кустарный. И вообще не понятно это 1 или буква F. Если единица, то посмотрите как она нанесена здесь. Если F — то какая то она недобитая и вообще характер нанесения и точка входа не похожи на завод. Я спрашиваю а что в ПТСе написано, сфотографируй. Там единица, модель мотора 21081.
Да и откуда буква F вообще может быть на таком моторе тоже не понятно. Но я вам скажу и ему сразу сказал, что я не вижу в этом номере признаков изменения. Это шрифт АВТОВАЗА. Площадка заводская, не травленая, не приклеена, вот фреза заводская на плоскости. Ну нет тут криминала. За исключением этого знака это завод.
Во всем остальном там нет никакого криминала. 100% это завод, но вот из-за одного знака он попал на экспертизу, в данный момент он ждёт очереди на экспертизу, автомобилем пользоваться нельзя.
Наверное, вас сейчас возник резонный вопрос как проверить номер двигателя на предмет изменения. И вин номер, вин на табличке – я вам поставлю видео на эту тему тут. В нем я рассказал как любой покупатель базово может посмотреть и что должно насторожить. Акцент на слова «базово проверить»! Вы не профессионалы, но базовые вещи хотя бы проверить сможете сами.
И в продолжение про номер двигателя, еще один важный момоент — если проверяете вин по базам на осмотре машины, когда вводите вин – в нём не бывает буквы О, есть ноль. Многие вводят неверно и соответствующий результат.
3е — паспорт продавца нам тоже нужно проверить. Я вам скажу весь криминал что продается физиками, продается по поддельному либо недействительно паспорту. Вот уже на этом этапе вы себя обезопасили. Может быть с машиной все отлично, с документами схем очень много разных:
Данное видео про мошеннические схемы можете посмотреть на моем канале Ютуб \ Рутуб \ Дзен
и продает ее не тот кто за себя выдает. На сайте МВД вы можете проверить паспорт по его номеру. Также можно попросить дополнительно права показать продавца под предлогом что штрафы хотите посмотреть.
Далее что еще нужно из того что мало кто делает, но где можно встрять:
4е — это проверить продавца.
Когда мы убедились что Иван Иваныч действительно Иван Иваныч, проверим его на исполнительные производства на сайте суда (Мосгорсуда если в Москве, и в каждом регионе свой региональный суд со своим сайтом есть). Это важно, потому если он сейчас судится с кем то по имущественным делам или проходит процедуру банкротства, то продавать вам что то сейчас — это будет очень рискованно, а залога на автомобиль может еще и не биться по базам, он еще просто туда не пришел. Бракоразводные процессы, про которые я упоминал выше, сюда не относятся, потому что они могут быть только у нотариуса и не в каких базах биться не будут.
Если продавец у нас по доверенности, какие тут могут быть подвохи. Я конечно про нотариальную доверенность, с ней тоже не все так просто.
5е – проверить доверенность.
Сейчас все доверенности можно проверить на действительность на сайте нотариальной службы. По номеру доверенности. Доверенность, несмотря на то что она настоящая и вы видите ее в руках у продавца, может быть недействительна! Кто не знает, доверенность человек может дать, а потом пойти и ее отменить также у нотариуса. Так вот в этой базе обязательно на день сделки проверяем актуальность доверенности.
Ещё важно что в тексте должна быть фраза — что представитель продавца имеет право получать с вас деньги за проданный автомобиль. Если этой фразу нет, а такое в доверенно сти на продажу запросто может быть — человек вам может передать авто, может расписываться в договорах и ПТСе, но деньги вы должны передать только хозяину, например переводом на его счет.
И последний на сегодня нюанс — на который никто, даже подборщики почти не обращают внимания.
4 совет — Когда вы проверяли авто по базе?
Я снова про Автотеки и прочие базы. Неделю назад? Когда только заинтересовались объявлением? Вот в день покупки нужно проверить ещё раз – это мой совет чисто из опыта.
За неделю и запрет мог прилететь от приставов за штраф какой-нибудь, информация по Расчетам от страховых дойти, если накануне продажи были ремонт например. Если не хотите тратить деньги снова, хотя бы на сайте ГИБДД проверьте на запреты. Если покупаете машину в салоне, в трейд-ине, за одно проверите и не остановлена ли регистрация прошлым хозяином. Чтобы сюрприза на дороге не было — вам ехать за 1000 км, а вас тормозят и снимают номера.
А теперь давайте обсудим нюансы на самой сделке :
1е: Договор подписывает продавец при вас. Вот он стоит Иван Иванович с паспортом (если до этого вы видели и «возможно проверяли» паспорт только по фото, вот возьмите в руки и посмотрите теперь его в живую). Никаких типа «жена дома с маленьким ребенком, вот она дала паспорт, вот она поставила уже подпись» – нет конечно!
2е: Деньги передавать без доказательств нельзя. Самый безопасный способ это перевод. С карты на карту, или в банк зашли, там можно перевод сделать со счета на счет. Может быть комиссия конечно, но это копейки. Если у вас наличными расчет, то до передачи денег, то сначала продавец пишет расписку, в вашем присутствии, и отдает ее вам в обмен на денежки. Расписка, должна быть не напечатанная, а рукописная.
Почему это важно. Смотрите, договор купли-продажи это договоренность о намерениях. Это еще не исполнение сделки. Там не отражается факт передачи денег. Доказательством исполнения сделки также может быть акт приема-передачи. Но с физиками он не обязателен по закону. Можно в принципе отдельно в договоре прописать эти пункты, что деньги передаются при подписании договора, автомобиль передается после подписания. Но как бы это сыровато.
Акт — будет более надёжным. Итак по нисходящей в плане надежности:
— банковский перевод,
— расписка,
— акт приема-передачи.
Знаете почему расписка и акт хуже перевода? По закону они все одинаковые доказательства. Но.. если дойдет вдруг до суда возвращать машину. А такое тоже бывает, и мне довелось помогать в возврате. (тут стрелка). Так вот суды к рукописным документам относятся довольно скептически, если вторая сторона не присутствует на процессе. Кто из зрителей юристы со мной согласятся. Мало ли кто это подписывал. Чтобы убедиться — это нужна почерковедческая экспертиза. А ее можно провести либо по ходатайству суда, это отдельно е решение нужно выносить. Либо МВД делает, но МВД может назначить экспертизу только в рамках уголовного дела, которого еще нет. Короче затянется это все. Поэтому банковский перевод – ну тут все понятно.
И последним советом будет…
Золотая середина! Иногда покупатели, по неопытности своей, впадают в паранойю, излишней бдительностью пугают продавца. Вы просто упустите машину, он продаст ее более лёгкому покупателю. Ваши проверки и подозрительность должны выглядеть уместно и профессионально, а не навязчиво или глупо. Если риски реальные – делайте, проверяйте, перепроверяйте. Когда вы уверенно сказали продавцу: Можно ваш паспорт, а в телефоне у вас уже наготове открытый ресурс для проверки и это заняло 1 минуту, продавец абсолютно нормально к этому отнесется.
Данное видео можно посмотреть здесь